Немного о преимуществах обучения на МКПП
Механическая коробка передач, несмотря на появление различной автоматики, пока остается основным вариантом автомобильной трансмиссии. Механические коробки передач имеют большинство машин бюджетного класса и практически все автомобили коммерческого назначения. С учетом этого обучение на механике более практично и дает большие возможности.
Среди водителей распространено мнение, что кто ездит только на «автомате», тот не умеет водить по-настоящему. Отчасти, это правда. Не случайно на спортивных машинах преобладает «механика», и даже автомобили, оснащенные АКПП, нередко имеют режимы ручного управления трансмиссией.
Кроме будущих водителей, не желающих ограничивать свои возможности лишь машинами с АКПП, обучение на механике предпочитают те, кто хочет получать удовольствие от вождения, а не просто передвигаться из точки «А» в точку «Б».
Немного о трудностях
Сложность обучения на машине с МКПП в том, что, во-первых, при вождении необходимо постоянно контролировать трансмиссию и двигатель, следить за частотой вращения, нагрузкой, скоростью и соотносить все это с тем, какая передача включена в каждый момент.
Во-вторых, и это представляет наибольшую трудность, нужно при переключениях передач согласованно манипулировать рычагом КПП, педалями «газа» и сцепления и одновременно контролировать руль и общую дорожную ситуацию. Все это не так трудно, как звучит, но для освоения требует определенных усилий.
Настройка места водителя
При управлении автомобилем, а особенно при обучении, очень важны правильная посадка, настройка кресла и зеркал. Кресло нужно поставить в такое положение, чтобы ноги на педалях не были напряжены.
Приняв меры против самопроизвольного движения машины, выжмите педаль сцепления до упора. При этом левая нога должна полностью, но без напряжения, вытягиваться. Под такое положение и нужно подогнать кресло. Правая нога при постановке ее пяткой на пол чуть левее педали акселератора должна свободно перемещаться на педаль тормоза и обратно без отрыва пятки от пола.
Спинка кресла должна быть настроена так, чтобы, не напрягаясь и не разрывая контакта с ней, можно было достать до верхней точки руля серединой ладони, а лучше – запястьем. Но главное – это удобство посадки и отсутствие напряжения в спине. Не на всех автомобилях удается добиться идеальных регулировок, в этом случае придется искать приемлемый компромисс.
Боковые зеркала заднего вида нужно настроить так, чтобы через них смотреть на дорогу, а не на корму своей машины. Но немного кузов все же должен быть виден, так легче соотносить видимые в зеркале объекты с положением автомобиля. Основное поле зрения через зеркала должно обеспечиваться без движения головы, а тем более наклонов корпуса.
Главное – сцепление
Работа со сцеплением – первая и, пожалуй, главная трудность, с которой сопряжено обучение на МКПП. Она проявляется сразу, с первой попытки тронуться с места. Не стоит спешить и сразу пытаться ехать. Проделайте несколько раз простое упражнение.
При заведенном двигателе на ровной и свободной площадке выжмите сцепление, включите первую передачу и медленно отпускайте педаль (внимание!) до того момента, когда машина немного «потянет» вперед. Не поедет, а именно чуть-чуть обозначит начало движения. После этого снова выжмите сцепление. Ваша задача – не сдвинуть автомобиль с места, а почувствовать своей левой ногой момент начала срабатывания сцепления.
Если при выполнении этого упражнения машина начнет двигаться, нужно, выжав сцепление, затормозить до полной остановки и начать все сначала. Нет особого смысла куда-либо ехать, пока вы не научитесь сразу находить точку начала работы сцепления и балансировать на ней. Время, затраченное на это упражнение, с лихвой окупится при дальнейшей учебе.
Лиха беда – начало!
После хотя бы минимального освоения работы со сцеплением трогание с места не доставит особых хлопот. Главное при этом не «плавно отпускать педаль сцепления», а найти уже знакомую точку начала срабатывания и регулируя силу сцепления минимальными движениями стопы, сдвинуть автомобиль с места.
Обратите внимание, что пока ничего не было сказано про педаль «газа». До этого момента в ней не было нужды. «Газ» нужно добавлять одновременно с тем, как двигатель берет нагрузку или чуть раньше. Слушайте двигатель. Он должен петь, а не реветь или захлебываться. Чтобы уверенно управлять двигателем, вначале поработайте с акселератором на стоянке, вхолостую. Послушайте, как звучит мотор, ощутите своей правой ногой контроль над его оборотами, запомните «на ощупь» положение оптимального режима.
В процессе трогания с места нужно удерживать педаль сцепления в положении неполного включения, при этом можно регулировать нагрузку на двигатель, двигая педаль буквально, на миллиметры, а педалью «газа» поддерживать достаточные обороты мотора. И лишь когда машина начнет уверенно двигаться, нужно плавно отпустить левую педаль и перенести ногу на площадку для отдыха.
Если вы успешно одолели этот этап, можно сказать, что вы примерно наполовину взяли машину под контроль. Это начало, база для дальнейшего обучения.
Секрет медленного движения
На протяжении всего курса, все обучение вождению, механика требует точного управления сцеплением, и проявляется это не только при трогании с места. При освоении маневрирования на тесной площадке, при движении задним ходом необходимо точно контролировать скорость движения машины, причем в некоторых случаях нужно ехать буквально ползком, по сантиметру. Требование инструктора «ехать потихоньку» обычно воспринимается как требование сбросить «газ». Но тогда машина просто отказывается ехать и глохнет.
Заставить машину двигаться достаточно медленно и при этом сохранить рабочие обороты двигателя можно, удерживая педаль сцепления в положении частичного включения. Таким образом можно легко контролировать движение машины, легкими движениями левой ноги изменяя тяговое усилие, а правой ногой поддерживая мотор в рабочем режиме.
Усилия по освоению сцепления обернутся легкостью и эффективностью обучения. В дальнейшем можно будет решать сложные задачи и осваивать новые ситуации, не спотыкаясь на элементарных действиях.